11.10.2016

История

Тезянская шлюзованная система (ТШС) находится в оперативном управлении ФГБУ «Верхне-Волжскводхоз» и является федеральной собственностью.

Сооружения ТШС расположены на одной из основных водных артерий Ивановской области – реке Тезе, и имеют огромное значение не только в обеспечении водоснабжения промышленных, сельскохозяйственных и коммунальных объектов 6 районов области, но и играют важную роль в формировании экологической обстановки в бассейне реки, а так же обеспечивают поддержание необходимого уровня воды и сохранение полноводности реки.

Река Теза длиной 192 км пересекает Ивановскую область с севера на юг, являясь левым притоком р.Клязьмы, впадающей в свою очередь в р. Оку.

Пойма р. Тезы имеет ширину 300-500 м в верхнем течении и 700 м — в нижнем, местами заболочена и поросшая болотной растительностью и кустарником. В период весеннего паводка пойма заливается водой слоем до 1 м.

На всем протяжении реки Тезы расположены многочисленные населенные пункты — села, деревни. Наиболее крупные из них: с.Хотимль и с. Холуй, находящиеся ниже промышленного города Шуи, расположенного на 89 км от устья реки.

Река Теза берет свое начало в 12 верстах от р. Волги, близ села Алексеевского, Ивановской области и впадает в р. Клязьма около пристани «8-е Февраля» (на 136,5 км от устья р. Клязьма). В старые годы, окаймленная густыми лесами, Теза была полноводна и глубока. «Струговому ходу» (стругами назывались плоскодонные мелкосидящие судна) в понизовые города не препятствовали мели и перекаты. В конце 17 столетия владельцы береговой Тезы стали перегораживать реку мельницами. Шуяне, заинтересованные в собственном проезде в понизовые города, протестовали, жаловались и добились уничтожения мельниц. В 1666 году жители Шуи обратились к царю с просьбой — запретить строительство мельниц на Тезе «… потому что на той реке и дальше по Клязьме, Оке и Волге до Астрахани струги с разными товарами ходят исстари.» Просьба шуян была удовлетворена, по указу царствующих Ивана, Петра и Софьи запрещалось застраивать Тезу мельницами и препятствовать судоходству. Но в конце концов владельцы мельниц узаконили свои интересы, и в 1730 – 1740 г.г. струговой ход по р. Теза прекратился.

И только 100 лет спустя мельницы были сломаны фабричным капиталом и судоходство по Тезе было возобновлено. Этому способствовало быстрое развитие текстильной промышленности в г. Шуе, которое требовало путей сбыта, а самым дешевым из них был речной. Для Шуйских купцов невыгодно было гужем (на лошадях) возить от Плеса (с Волги) до Шуи бумажную пряжу, которая выписывалась из Англии. Это побудило Шуйских купцов хлопотать перед Петербургом о разрешении судоходства по р. Теза, которое было получено в 1830 г. Долго хлопотали купцы, но в конце концов разрешение получили. Однако Тезадля судоходства не годилась – обмелела и без поднятия уровня воды в реке о судоходстве не могло быть и речи.. Теза в то время настолько обмелела, что Император Александр Первый, посетивший Шую, способствовал ходатайству шуйских фабрикантов и купцов о строительстве шлюзовой системы на Тезе за счет государственной казны. В 1834г. были начаты работы по шлюзованию реки (от устья до города Шуя).

В 1834г. на реке, было начато строительство пяти деревянных шлюзов с плотинами и отводными каналами, гатей, бичевых мостов и служебных зданий с затратой 80609 рублей 77 коп. При шлюзах №1,3 и 4 оставлены были мельничные плотины и действие мельниц было сохранено.

Шлюзы были построены деревянные, размером 10 сажень Х 2 сажени с глубиною на королях в 1 аршин (72 см). Исключение составлял шлюз № 2, где глубина в 1 аршин соблюдена не была.

10 июля 1837 года на р. Тезе была открыта навигация по шлюзованной системе, построенной на участке длиной 89 км — от г. Шуи до устья.

Схема расположения гидроузлов Тезянской шлюзованной системы на территории Ивановской области

В состав каждого гидроузла входили судоходный шлюз и водоподъемная плотина. По конструкции и габаритам судоходные шлюзы на всех пяти гидроузлах были одинаковые, пло тины — разнотипные.

До 1923 года шлюзы и плотины оставались первоначальной конструкции. Плотины гидроузлов №№ 1,3,4 имеющие сельскохозяйственный тип конструкции затрудняли развитие судоходства, так как не обеспечивали держания напорного горизонта воды, долго ремонтировались весной, были подвержены частым авариям. В период 1923-1931 г.г. плотины были перестроены и усовершенствованы:

  • Плотина г/у №1 – в 1924 г. перестроен водоспуск и в 1927-28 г.г. построен еще один новый водоспуск.
  • Плотина г/у №2 – в 1929-30 г.г. заново перестроена с понижением порога на 35 см.
  • Плотина г/у №3 – в 1927 г. построена новая, типа русской разборчатой, на повышенный напор с 300 на 330 м.
  • Плотина г/у №4 – в 1928-29 г.г. построена новая, системы «Поаре».
  • Плотина г/у №5 – в 1937-38 г.г. произведен капитальный ремонт.

В период 1923 -1931 г.г. проведены лишь некоторые конструктивные изменения шлюзов (но в основном шлюзовые камеры оставались первоначальной конструкции):

  • Ворота применены другого типа, с ригелями трапециодального сечения, с диагональной досчатой обшивкой.
  • Так называемые «Караси» (ряжевые устройства на верхних головах) заменены простыми шандарными стенками.
  • Надводные лицевые стены шлюза, ранее бывшие легкой конструкции (пластинные) и часто служившие причинами аварий, заменены бревенчатыми.

Кроме того в необходимых местах проведены мостовые и облицовочные работы и опояски берегов.

Необходимо отметить, что в 1929 году проведено спрямление кривого колена реки Теза путем устройства искусственного канала (на бъефе шлюз №2 – шлюз №3) с затратой 1500 рублей. Из эксплуатации было выкинуто 11,2 км кривого неудобного пути. Других работ по спрямлению реки Теза после 1929 г. не проводилось.