12.06.2016

Работа Тезянской шлюзованной системы в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 годы)

Сооружения Тезянской шлюзованной системы, расположены на одной из основных водных артерий Ивановской области – реке Тезе, и имеют огромное значение не только в обеспечении водоснабжения промышленных, сельскохозяйственных и коммунальных объектов прилегаемых районов Ивановской области, но и играют важную роль в формировании экологической обстановки в бассейне реки, а так же обеспечивают поддержание необходимого уровня воды и сохранение полноводности реки.

В старые годы, окаймленная густыми лесами, Теза была полноводна и глубока. «Струговому ходу» (стругами назывались плоскодонные мелкосидящие судна) в понизовые города не препятствовали мели и перекаты. В конце 17 столетия владельцы береговой Тезы стали перегораживать реку мельницами. Шуяне, заинтересованные в собственном проезде в понизовые города, протестовали, жаловались и добились уничтожения мельниц. В 1666 году жители Шуи обратились к царю с просьбой — запретить строительство мельниц на Тезе «… потому что на той реке и дальше по Клязьме, Оке и Волге до Астрахани струги с разными товарами ходят исстари.» Но в конце концов владельцы мельниц узаконили свои интересы, и в 1730 – 1740 г.г. струговой ход по р. Теза прекратился.

И только 100 лет спустя мельницы были сломаны фабричным капиталом и судоходство по Тезе было возобновлено. Этому способствовало быстрое развитие текстильной промышленности в г. Шуе, которое требовало путей сбыта, а самым дешевым из них был речной. Для Шуйских купцов невыгодно было гужем (на лошадях) возить от Плеса (с Волги) до Шуи бумажную пряжу, которая выписывалась из Англии. Это побудило Шуйских купцов хлопотать перед Петербургом о разрешении судоходства по р. Теза, которое было получено в 1830 г. Долго хлопотали купцы, и в конце концов разрешение получили. Однако Теза для судоходства не годилась – обмелела и без поднятия уровня воды в реке о судоходстве не могло быть и речи. Поэтому шуйские фабриканты и купцы выступили с ходатайством о строительстве шлюзовой системы на Тезе за счет государственной казны. В 1834г. были начаты работы по шлюзованию реки (от устья до города Шуя).

В 1834г. на реке, было начато строительство пяти деревянных шлюзов с плотинами и отводными каналами, гатей, бичевых мостов и служебных зданий. При шлюзах №1,3 и 4 оставлены были мельничные плотины и действие мельниц было сохранено.

10 июля 1837 года на р. Тезе была открыта навигация по шлюзовой системе, построенной на участке длиной 89 км — от г. Шуи до устья.

С началом Великой Отечественной войны нормальная эксплуатация водных путей была нарушена. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 года. Ивановская область была объявлена на военном положении. Поэтому были отменены все звуковые сигналы, судовые свистки, паровые сирены, колокола и т.д (кроме сигналов ПВХО на всем протяжении бассейна).

С введением военного положения во избежание случаев аварий был издан приказ, запрещающий производить посадку и высадку пассажиров на шлюзах. Места проходов требовалось огородить и держать запертыми. Всякого рода ожидания пассажирских судов на шлюзах запрещались.

В годы Великой Отечественной войны в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941года с 23 июня была объявлена мобилизация военнообязанных 14-ти возрастов (1905-1918гг) в 14 военных округах из 17.

На фронт уходили лучшие кадры Технического участка (комсостав). Пополнение водного транспорта кадрами производилось из разных источников: привлекались члены семей речников, пенсионеры, женщины и молодежь, на судах в течение всей навигации проходили производственную практику учащиеся ремесленных училищ и студенты речных техникумов.

С 1943 года на водный транспорт привлекались инвалиды Великой Отечественной войны. Для обеспечения Технического участка специалистами проводилось обучение новых и штатных сотрудников. Многие речники, давно работавшие на водном транспорте не имели соответствующего образования.

Для их подготовки и переподготовки организовывали различные виды учебы. Обучение происходило как без отрыва, так и с полным или частичным отрывом от производства.

Обучение плавсостава судоремонтным профессиям с 1943г. проводилось не только в зимний период, но и во время навигации.

Квалифицированные специалисты занимались на отделениях стажистов при речных техникумах, а также в школах комсостава. Они давали возможность сдать экзамены Государственной Квалификационной Комиссии для получения диплома на право управления судном.

Обучение рядовых кадров велось на курсах техминимума, а также в порядке индивидуального прикрепления учеников к квалифицированным работникам. Несмотря на все проводимые МОБУ пути меры по привлечению, обучению, и сохранению кадров, Техническому участку все равно не хватало рабочих.

Партийные, комсомольские и профсоюзные организации Вязниковского Технического участка строили свою работу среди коллектива в разрезе современных событий, под лозунгом «Все для фронта! Все для Победы!» В основу брали доклады и приказы Сталина. Главное внимание обращалось на внедрение стахановских методов труда, 100% охват соцсоревнованием всех судовых команд, работников обстановки, изыскательских партий, гидросооружений.

Так в навигацию 1942 года был заключен договор на соцсоревнование между командами шлюзов.

  1. Провести качественно и своевременно текущий ремонт гидросооружений и зданий (лучший шлюз №2).
  2. Работать безаварийно (аварий и простоев нигде не было).
  3. Обеспечить пропуск судов через шлюза с осадкой на 80% (выполнено на 100% всеми шлюзами).
  4. Снизить время на шлюзование против заданных норм на 13% нормы снижены
    • Шлюз №1 — 7%
    • Шлюз №2 — 7%
    • Шлюз №3 — 10%
    • Шлюз №4 — 7%
    • Шлюз №5 — 9%
  5. Проводить командами шлюзов текущий ремонт сооружений (Шлюз №1 и №2)
  6. Постоянно поддерживать чистоту на территории шлюза и в здании (отличились шлюза №1, №2, №4. Хорошо -№3 и №5).
  7. Иметь в исправности противопожарный инвентарь (Все шлюза).
  8. Не реже 1 раза в 5 дней проводить политчас (Хорошо — шлюза №1 и №2).
  9. Бережно экономить горючее и стройматериалы (точного учета нет)

На гидросооружениях и судах были избраны судовые комитеты, которые в течение всей навигации вели работу по мобилизации речников на выполнение производственного плана.

В годы Великой Отечественной войны наблюдение за состоянием гидросооружений производилось ежедневно работниками гидроузлов.

Начальники шлюзов проводили осмотр гидроузлов 1 раз в пять дней. При осмотрах составлялись планы промеры предпонуров, рисбермы, каналов шлюзов с записью в журнал визуальных наблюдений. Практически ежегодно, в навигацию проводились инспекторские осмотры гидросооружений на реке Тезе представителями руководства Московско-Окского Бассейнового Управления.

История эксплуатации Тезянской Шлюзованной Системы знала не мало случаев аварий на гидросооружениях. Наиболее крупные причиненные паводками:

  1. 1927 год — прорыв правобережной дамбы, верхнего канала шлюза №1.
  2. 1945год — большие повреждения гидросооружений на всех гидроузлах, со срывом не разобранных своевременно частей плотины (плотина №5 и №3), ликвидация которых прервала движение на 10 суток.

К концу Великой Отечественной войны Тезянская шлюзованная система находилась в удовлетворительном состоянии.